<< Главная страница

Биография Льва Гумилёва

Лев Никола́евич Гумилёв (1 октября 1912 — 15 июня 1992) — советский и российский учёный, историк-этнолог, доктор исторических и географических наук, поэт, переводчик с персидского языка. Основоположник пассионарной теории этногенеза.
Родился в Царском Селе 1 октября 1912 года. Сын поэтов Николая Гумилёва и Анны Ахматовой (см. родословную), [1]. В детстве воспитывался у бабушки в имении Слепнево Бежецкого уезда Тверской губернии.
Николай Гумилёв и Анна Ахматова
Лев Гумилёв с родителями — Н. С. Гумилёвым и А. А. Ахматовой
С 1917 до 1929 года жил в Бежецке. С 1930 года в Ленинграде. В 1930—1934 годах работал в экспедициях в Саянах, на Памире и в Крыму. С 1934 г. начал учиться на историческом факультете Ленинградского университета. В 1935 году был исключён из университета и арестован, но через некоторое время освобождён. В 1937 году был восстановлен в ЛГУ.
В марте 1938 года был снова арестован, будучи студентом ЛГУ, и осуждён на пять лет. Он проходил по одному делу с двумя другими студентами ЛГУ - Николаем Ереховичем и Теодором Шумовским. Срок отбывал в Норильлаге, работая техником-геологом в медно-никелевой шахте, по отбытии срока был оставлен в Норильске без права выезда. Осенью 1944 года добровольно вступил в Советскую Армию, воевал рядовым в 1386-м зенитно-артиллерийском полку (зенап), входившем в 31-ю зенитно-артиллерийскую дивизию (зенад) на Первом Белорусском фронте, закончив войну в Берлине[2].
Гумилев в тюрьмеВ 1945 году был демобилизован, восстановлен в ЛГУ, который окончил в начале 1946 года и поступил в аспирантуру Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, откуда был исключён с мотивировкой «в связи с несоответствием филологической подготовки избранной специальности».
28 декабря 1948 года защитил в ЛГУ диссертацию кандидата исторических наук, принят научным сотрудником в Музей этнографии народов СССР.
Мемориальная доска на доме, где жил Л. Н. Гумилёв (Санкт-Петербург, Коломенская ул., 1) 7 ноября 1949 года был арестован, осуждён Особым совещанием на 10 лет, которые отбывал сначала в лагере особого назначения в Шерубай-Нура около Караганды, затем в лагере у Междуреченска в Кемеровской области, в Саянах. 11 мая 1956 года реабилитирован по причине отсутствия состава преступления.
C 1956 г. работал библиотекарем в Эрмитаже. В 1961 году защитил докторскую диссертацию по истории («Древние тюрки»), а в 1974 году — докторскую диссертацию по географии («Этногенез и биосфера Земли»). 21 мая 1976 года ему было отказано в присуждении второй степени доктора географических наук. До выхода на пенсию в 1986 году работал в Научно-исследовательском институте географии при Ленинградском государственном университете.
Гумилев с матерью Анной Ахматовой
С матерью, Анной Ахматовой
Умер 15 июня 1992 года в Санкт-Петербурге. Отпет в церкви Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры.
В августе 2005 года в Казани «в связи с днями Санкт-Петербурга и празднованием тысячелетия города Казань» Льву Гумилёву был поставлен памятник.
По личной инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в 1996 году в казахской столице Астане именем Гумилёва был назван один из ведущих[источник не указан 57 дней] вузов страны, Евразийский Национальный университет имени Л. Н. Гумилёва. В 2002 году в стенах университета был создан кабинет-музей Л. Н. Гумилёва.
Могила Льва Гумилева
Могила Льва Гумилева

Главные труды Л. Н. Гумилёва
* История народа Хунну (1960) * Открытие Хазарии (1966) * Древние тюрки (1967) * Поиски вымышленного царства (1970) * Хунну в Китае (1974) * Этногенез и биосфера Земли (1979) * Древняя Русь и Великая степь (1989) * Тысячелетие вокруг Каспия (1990) * От Руси к России (1992) * Конец и вновь начало (1992) * Чёрная легенда * Синхрония. Опыт описания исторического времени * Часть трудов * Библиография * Из истории Евразии Источник: Википедия
Содержание:
Вместо предисловия
Часть первая
КИЕВСКАЯ ДЕРЖАВА

Славяне и их соседи. ДВЕ ЕВРОПЫ
ХУННЫ И ГУННЫ
РОЖДЕНИЕ КИЕВСКОЙ ДЕРЖАВЫ
Славяне и их враги. В НИЗОВЬЯХ ВОЛГИ
ПРИШЕЛЬЦЫ С ЮГА
ВЛАСТЬ И ДЕНЬГИ
СЛАВЯНО-РУСЫ И ВИЗАНТИЯ
ТРИУМФ СВЯТОСЛАВА
Крещение Руси. СВЯТОСЛАВ И КАЛОКИР
СВЯТОСЛАВ И ЦИМИСХИЙ
ПРОЩАНИЕ С РУСАМИ
БРАТ НА БРАТА
ПОСЛЕДСТВИЯ ЛЖИ
НОВЫЙ ПУТЬ
Прихоти судьбы. СЫНОВЬЯ ВЛАДИМИРА
МУДРОСТЬ КОМПРОМИССА
ПЕРЕМЕНЫ
ВСЕСЛАВ ПОЛОЦКИЙ И ЯРОСЛАВИЧИ
ОЛЕГ СВЯТОСЛАВИЧ
Миг единства. В ПОИСКАХ СОЮЗНИКОВ
БЕСПРИНЦИПНОСТЬ
ОТЕЦ И СЫН
НАЧАЛО КОНЦА
Примечания
Часть вторая
В СОЮЗЕ С ОРДОЙ
Рождение Монгольской империи. ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ
ЮНОСТЬ ЧИНГИСА
ЗА ПРАВО НА ЖИЗНЬ
НАСЛЕДНИКИ ЧИНГИСХАНА
Лицом на восток. КАЛКА
ВЕЛИКИЙ ЗАПАДНЫЙ ПОХОД
КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР И ХАН БАТЫЙ
ЗА ДРУГИ СВОЯ
КОНЕЦ И ВНОВЬ НАЧАЛО
Появление России. СЫНОВЬЯ И СЫНОВЦЫ
ДЕЛА ЛИТОВСКИЕ
ЦЕРКОВЬ И МОСКВА
ДЕЛА ОРДЫНСКИЕ
СИНЯЯ ОРДА
НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ
Возмужание. ТОХТАМЫШ И ТИМУР
ВАСИЛИЙ, ВИТОВТ И ЕДИГЕЙ
МЕЧ И КРЕСТ
ШЕМЯКА
ГОСУДАРЬ ВСЕЯ РУСИ
Примечания
Часть третья
ЦАРСТВО МОСКОВСКОЕ
Неистовые люди. РУБЕЖ
В МОСКВЕ И НА ГРАНИЦАХ
ИОСИФЛЯНЕ И НЕСТЯЖАТЕЛИ
НА ЮГ И ВОСТОК
ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА
КРОМЕШНИКИ
"ЗЯТЬ МАЛЮТЫ"
Смутное время. САМОЗВАНЕЦ
ВОССТАНИЕ БОЛОТНИКОВА
НЕСОВМЕСТИМОСТЬ
СПАСИТЕЛИ ОТЕЧЕСТВА
УСТРОЕНИЕ
Воссоединение. В БОРЬБЕ ЗА СОВЕСТЬ
ГЕТМАН И НАРОД
НАРОД И ГЕТМАНЫ
ПОСЛЕДСТВИЯ ВЫБОРА
На просторах Евразии
Церковь и власть

На пороге империи

Вместо послесловия
Гумилёв и историческая наука
Пассионарная теория этногенеза
Лев Гумилёв предложил комплекс оригинальных методов изучения этногенеза, заключающихся в параллельном изучении исторических сведений о климате, геологии и географии вмещающего ландшафта и археологических и культурных источников. Основу его исследовательского багажа составила оригинальная пассионарная теория этногенеза, с помощью которой он пытался объяснить закономерности исторического процесса.
В собственно исследованиях Л. Н. Гумилёв придерживался идей близких евразийству. Например, масштабы монголо-татарского ига он считал сильно преувеличенными. По его мнению, для русско-монгольских отношений был характерен, скорее, симбиоз, а серьёзные столкновения были связаны, в основном, с ордынскими мусульманами, более радикальными, чем остальные монголы. Китай у него предстаёт не мирным оплотом цивилизации, борющимся с захватчиками, а хищным агрессором. То же самое он говорит о Европе: критика европоцентризма занимает в его трудах большое место. Древних (до XIV века) и современных русских он считает разными этносами, причем первых отличает и от предшествующего этноса - славян, а современных если и не сам Гумилев (который считал, что слишком короткое отстояние во времени не позволяет дать верную интерпретацию исторических событий), то ряд его последователей именуют московитами.
Теория Гумилёва не является общепризнанной, и ряд авторов подвергает её жёсткой критике.

На главную
Комментарии
Войти
Регистрация